X
Спасибо!


Ваше письмо отправлено.

В течении 6 рабочих часов с Вами свяжется наш менеджер.

X
Написать Нам



Пожалуйста, напишите Ваш вопрос





Ваша Контактная информация

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ: ОШИБКИ И ПРАВИЛА

СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ: ОШИБКИ И ПРАВИЛА

 
— Никакого пессимизма! Не падайте духом, ребята! — поддерживает тренер свою проигравшую команду после матча.
 
— Ваша роль тоже значима. Не будь вас, наши соперники ни у кого бы не выиграли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Басни про компанию.
 
В каждой компании, маленькой или большой, случаются сложности, которые связаны с разными ситуациями внутри и снаружи. Я хочу вам рассказать четыре басни «про компанию» и про ее проблемы.
 
Басня первая. Жила - была маленькая компания. Было у нее всего несколько сотрудников. Все вопросы решались при личной беседе. На работе были как родственники, а вне работы, ходили, друг к другу в гости. И жили они счастливо до того момента, как компания начала расти. В компанию приходили все новые и новые люди, появились отделы, подразделения. И у каждого сотрудника появилась другая семья. Теперь вместо дружбы и чая, все больше склок и собраний, бизнес процессов и обязанностей. Каждый защищает свой отдел. И получилось так, что компания-семья все больше стала превращаться во враждующие государства:  начали спорить отделы, кому бюджет больше выделить, кто проект «пожирнее» получит и кто самый «любимый» у акционеров.

Басня вторая. Жила - была компания. В ней верой и правдой служили люди. Долго уже служили, понимали друг друга с полуслова, все решали совместно. Все правила и законы, установленные исполнялись всеми ее жильцами. И, вот, однажды в компанию пришли новые люди и начали устанавливать новые правила, отменять старые. И появилась несогласованность, все меньше люди стали понимать друг друга, все больше проблем появлялось у компании, и решались они долго.
 
Басня третья. Жила - была компания. И были в ней то ли люди, то ли рыбы. И работу они то ли работали, то ли просиживали. Проблемы то ли решались, то ли создавались. И ответственность на себя никто не брал, инициатив не проявлял. А правил той компанией то ли руководитель, то ли лидер, то ли существо, которое не видно и неслышно было, сидел он в своем кабинете и никого не трогал. Возникала сложность в компании,  руководитель ее не решал, всех обвинял, виновного не искал, причин не выяснил. Так и существовала компания.
 
Басня четвертая. Жила была компания. И состояла она из множества отделов, в каждом из которых были свои правила и традиции. Но каждый месяц в компании случался праздник «проект». И по традиции на этот «проект» собирались по одному представителю с каждого отдела. И вроде бы праздник у компании, а не тут-то было. Каждый приходил со своими мыслями и желаниями, и не хотел слушать другого. Каждый желал отличиться на этом «проекте», быть лучше. И ссоры случались и драки. И превращался праздник «проект» совсем не в радостное событие, а в кровопролитие.
 
Как видно в  басне реальная проблема многих компаний, связанная с человеческими ресурсами, а точнее с отсутствием командной работы.
 
Фундамент закладывают до постройки дома.
 
Конечно, возникает вопрос: как решать все эти проблемы и как сплачивать коллектив? Существуют, бизнес консультанты и тренеры, которые проведут для Вашей компании ряд мероприятий, и наступит «тишь да благодать», но это временный эффект. Об атмосфере в коллективе, нужно было подумать в момент создания команды и это, зачастую, первая ошибка. Решение простое – перед тем как набирать сотрудников и создавать отдел, задайте себе несколько вопросов: «какая цель будет поставлена перед командой?», «какие правила и нормы будут установлены в коллективе?», «как будут распределены роли?». Именно эти характеристики: цель, правила и роли отличают команду от группы лиц. Учитывая ответы на эти вопросы  и нужно выбрать подход для формирования команды.
 
На современном рынке используют 3 основные подхода для формирования команды.
 
1. Принцип, в основе которого лежит сплочение через создание эмоций между участниками команды: доверие, единство, взаимопонимание.
Плюс данного метода, в том, что атмосфера в коллективе дружественная, у каждого есть желание помочь коллеге. В таком коллективе спокойно и приятно работать.
 
Минусом данного метода, в первую очередь, краткосрочный эффект. Поддерживать эмоциональный эффект сложно, ведь на членов команды влияют и окружающие события и люди. 
 
2. Второй принцип формирование команд основан на распределение ролей внутри команды. Чаще всего используют типологию Р.М. Белбина и И. Адизеса. Есть и другие типологии, но именно эти две доказали свою эффективность при создании команд для решения бизнес задач. Основные недостатки  этих методов: большие временные и финансовые затрат на поиск подходящих кандидатов. Результат этих затратов, при правильном подборе, в скором времени окупятся. Но есть еще один риск, если кто-то из коллектива уйдет, Вам нужно найти ему замену. После прихода нового специалиста, команда начнет проходить заново все этапы формирования и вам не избежать конфликтов.
 
3. Метод, основанный на динамической психологии Курта Левина. Суть ее в том, что все команды при своем формировании проходят этапы, которые требуют определенного управления. По моему мнению, данный метод подходит уже для существующей команды, и он является отличным инструментом управления. Более того, каждая команда проживает эти этапы, независимо от того каким способом Вы ее собирали.
 
После драки кулаками не машут.
 
Менять подходы и методы формирования команды, когда она уже сработалась – это еще одна ошибка руководителя. Вот один из типичных примеров: берут в компанию нового директора и ставят ему задачу – повысить эффективность существующих подразделений. А, как известно, «новая метла по-новому метет», он начинает доказывать, что старые методы не работают, нужно реструктуризировать компанию, увольнять «неэффективных» сотрудников, внедрять новые технологии. Для внедрения этих процессов нужно время. Терпения у собственников не хватает, увольняют они «такого» директора, берут нового и, догадайтесь, с чего начинает он?
 
Если конечно в компании не требуются кардинальные изменения, в этом случае смена подхода даст приток новых сил. А как быть с командами, которые работают давно, эффективность их высокая, но наступает время, когда мотивация снижается, люди выгорают. И встает задача - команду сохранить и повысить ее эффективность. Самая распространенная ошибка руководителей, проводить разовые мероприятия с краткосрочным эффектом. Сейчас появилось много мероприятий, которые помогают сохранить работоспособность людей в команде: Технологии открытого пространства, Форсайт сессии, Стратегические сессии. Их отличие от тренингов и других разовых мероприятий  в более долгосрочном эффекте. Все эти мероприятия преследуют основную цель командобразования. Есть и вторая цель – нахождение и решение сложностей, которые есть в компании. При этом руководители получают помощь от сотрудников, так как именно они говорят о том, что не так в компании, в продукте, в коллективе.  Более того, решения проблем, пути развития и так далее предлагают сами участники мероприятия, они же их и реализуют. Еще один плюс таких мероприятий - повышение лояльности и приверженности сотрудников к компании. Каждый чувствует свою роль в развитии компании, в успешности отдела. Это помогает верить в собственные силы, а за этим следует увеличение эффективности сотрудников при работе в команде. При правильном проведении таких сессий, эффект может длиться годами при незначительной поддержке со стороны руководства.
 
Светлое будущее.
 
Я недаром начала свою статью с анекдота. Сейчас на высококонкурентном рынке, сложно долго и без усилий оставаться на вершине и, почти, невозможно быть монополистом, продавая или предоставляя услуги. Даже если Вы и создали, что-то уникальное, пройдёт совсем немного времени и Вашу идею украдут, модернизируют, усовершенствую и, вот, вы снова в конце состава. Есть только один ресурс, который  может помочь Вам быть лидером на рынке – это та команда, которую Вы создали. И для того чтобы этот ресурс был конкурентноспособным, а компания не превратилась в одну, которые были описаны в баснях, нужно помнить несколько несложных правил:
 
- о том какая у вас будет команда нужно помнить до ее формирования, у команды должна быть цель, правила и роли, которые нужны для достижения цели;
 
- определите принцип, на основе которого вы будете ее создавать, придерживайтесь его не только на начальном этапе, но и на всем жизненном цикле команды;
 
- у каждой команды должны быть четко распределены роли, которые являются общепринятыми;
 
- лидер – неотъемлемая часть команды;
 
- регулярно проводите мероприятия с долгосрочным эффектом, поддерживайте эффект от ник как можно дольше.
 
Несколько нехитрых правил и ваша команда  залог вашего успеха. В ином случае конкуренты скажут вам спасибо, что дали им победить.
 
 
Островская Татьяна

Руководитель отдела формирования и развития команд
Global Headway Training & Consulting,
эксперт - консультант